Юрий Павлович Анненков (11 [23] июля т1889, Петропавловск, Российская империя – 12 июля 1974, Париж, Франция) – русский и французский живописец и график, художник театра и кино, заметная фигура русского авангарда, литератор. Литературный псевдоним – Борис Темирязев.
Сын народовольца П.С. Анненкова, родился в Петропавловске, где отец отбывал ссылку. В 1894 году семья перебралась в Петербург.
1905—1906 гг.— рисовал политические карикатуры для гимназического журнала (выходящего нелегально), за что после дознания был исключен из 12-й Петербургской казенной гимназии и перешел в частную гимназию С.А. Столбцова.
1907 г.— познакомился с И.Е. Репиным, который стал для него самым почитаемым мастером (дача семейства Анненковых находилась в Куоккале, рядом с репинскими «Пенатами»).
1908 г. — поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно вместе с Марком Шагалом стал заниматься в мастерской художника С.М. Зейденберга, с которым летом 1909 был на этюдах в Боровичах.
1912 г. — лето провел на море, в Бретани, где много рисовал. Исполнил для ученых зарисовки морских рыб и растений (часть из них была включена в диссертации зоолога 3. Бей-Нафильяна в Сорбонне).
1913 г. — дебютировал в салоне «Независимых» с картинами «Вечер» и «Пейзаж», в которых определились черты, присущие его зрелому творчеству, после чего вернулся в Петербург, где дебютировал в качестве театрального художника, оформив спектакль «Nomo sapiens» H.H. Евреинова для театра «Кривое зеркало». В дальнейшем работал в театрах Петрограда и Москвы. Оформил несколько обложек и иллюстраций для журнала «Сатирикон».
В 1918 году полностью оформил в кубистическом стиле первое издание поэмы «Двенадцать» Александра Блока[2].
В 1919 году иллюстрировал сборник собственных стихов.
В 1920 году выпустил книгу «Портреты», основу которой составляют созданные им портреты отечественных и зарубежных писателей, композиторов, режиссеров, артистов. В нее включены также три статьи, посвященные художнику: «О синтетизме» Е. Замятина, «Колебания жизненных токов» М. Кузмина, «Юрий Анненков» М. Бабенчикова, — и список его работ. Но, конечно, это издание делает столь примечательным в ряду других книг того времени именно иллюстративный ряд — острохарактерные, талантливо и озорно написанные Анненковым портреты его современников. Всего их в книге 80.
В 1921 году выполнил обложки и иллюстрации к книгам «Зверушки» Н. Венгерова и «Искусственная жизнь» А. Э. Беленсона. В 1923 году проиллюстрировал «Мойдодыр» Корнея Чуковского (книга выдержала более 30 переизданий).
1969—1970 гг. — оформлял книги А. Солженицына и Михаила Булгакова.
Совмещал занятия графикой и станковой живописью. Во французских журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры в характерной декоративно-плоскостной манере, со свободой цветовых пятен и цветных контуров.
Как писатель дебютировал сборником стихов «Четверть девятого» (Петроград, 1919); затем выпустил (под псевдонимом Б. Темирязев) «Повесть о пустяках» (Берлин, 1934). Опубликовал много статей о театре и кино в западноевропейской прессе, а также (на французском языке) монографии «Одевая звезд» (Париж, 1955) и «Макс Офюльс» (Париж, 1962). Среди его литературных, как бы «иронически-символистских» работ выделяется собрание мемуарных очерков «Дневник моих встреч. Цикл трагедий» (Нью-Йорк, 1966), - пестрая панорама российской, в том числе и советской культуры, написанная критически-острым пером.
Умер Анненков в Париже 12 июля 1974.