Гроссман Василий Семенович (настоящее имя - Гроссман Иосиф Соломонович) - прозаик, драматург.
Родился 12 декабря (29 ноября) в Бердичеве в семье химика, что определило выбор его профессии: он поступил на физико-математический факультет Московского университета, окончив его в 1929, до 1932 работал в Донбассе инженером-химиком.
В 1934 опубликовал повесть о шахтерской жизни Глюкауф и рассказ «В городе Бердичеве» из времен Гражданской войны о женщине-комиссаре, которую во время отступления красных приютила семья еврейских ремесленников, положенный в основу одного из замечательных фильмов «Комиссар», с большим трудом пробившегося к экрану.
М. Горький обратил внимание на молодого автора, поддержал его, напечатав "Глюкауф" в новой редакции в альманахе "Год XVII" (1934).
Гроссман переезжает в Москву, становится профессиональным писателем. Перед войной был опубликован первый роман писателя "Степан Кольчугин", о рабочем пареньке, вступившем на путь революции.
В годы Великой Отечественной войны Гроссман - военный корреспондент газеты "Красная звезда" - публикует серию очерков о борьбе советского народа против фашистов и повесть "Народ бессмертен" (1942) - первое крупное произведение о событиях войны, где дана обобщенная картина народного подвига. Как участник войны был награжден 3 орденами и медалями.
Пьеса "Если верить пифагорейцам", написанная до войны и опубликованная в 1946, вызвала резкую критику. В 1952 начинает печатать роман "За правое дело", который тоже не был принят критикой, поскольку не отвечал официальной точке зрения на войну. Писателю пришлось переработать книгу.
Продолжение - роман "Жизнь и судьба" был конфискован в 1961. К счастью, книга сохранилась и в 1975 попала на Запад. В 1980 роман увидел свет. Параллельно Гроссман с 1955 пишет другой - "Все течет", тоже конфискованный в 1961, но вариант, завершенный в 1963, через самиздат в 1970 был опубликован во Франкфурте-на-Майне.
Василий Семенович Гроссман умер в 1964 14 сентября в Москве.
Посмертно опубликован сборник рассказов Гроссмана «Добро вам!» (1967), куда вошли путевые заметки об Армении и военные сюжеты, осмысляемые писателем, как всегда, с позиций неприятия насилия и признания права на жизнь всего существующего