+7 (8412) 59-52-39
+7 (8412) 59-56-09

г. Пенза, ул. Кирова, 69

155 лет со дня рождения И.И. Левитана (1860-1900), русского художника

Юбиляры 2019 года
Дата: 2015-08-30

Исаак Ильич Левитан родился 18 августа (30 августа) 1860 года, Кибарты, ныне Кибартай (Литва). Сын железнодорожного служащего. В начале 1870-х годов семья Левитана переехала в Москву.

В 1873-85 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В. Д. Поленов и А. К. Саврасов. Но Левитановский «пейзаж настроения», при всей его натурной достоверности, обрел психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души.

Важную роль в творчестве Левитана играли музыкальные, поэтические и философские ассоциации, а также его собственная личность - чувственная, влюбчивая, в то же время склонная к приступам черной меланхолии, остро переживающая и собственное нездоровье и весь драматизм положения евреев в царской России. Поэтому он никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных мировой тоской.

Уже ранние работы художника порой напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом («Осенний день. Сокольники», 1879). Полного расцвета искусство Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипический образ России, достигает в «Березовой роще». Та же сила ненавязчивого обобщения возвышает произведения «волжского периода» («Вечер на Волге», «Вечер. Золотой Плес», «После дождя. Плес»). Поэтические реминисценции ненавязчиво, без всякой литературщины, придают многим образам («У омута», «Русалка») особую одухотворенность. Левитан создает классические, непревзойденные образцы «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение («Вечерний звон») или, напротив, тревогу («Над вечным покоем»). Гражданская скорбь сочетается с религиозной в картине «Владимирка», где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, видна лишь одинокая фигурка странника близ придорожной иконки.

Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах «Март» или «Весна - большая вода» достигает апогея в предельно яркой и звучной картине «Золотая осень». В последние годы жизни мастер отбирает все более простые мотивы, придавая им - лишь с помощью колорита, без всяких фантазий - подобие будничного чуда. Теперь его особенно влекут мотивы вечера («Летний вечер»), сумерек, лунной ночи. Варьируя тему «стогов сена в лунную ночь», пишет маленькое надкаминное панно с этим сюжетом для дома Антона Павловича Чехова, с которым художника связывала многолетняя дружба. Она породила целый ряд знаменательных параллелей в их творчестве. Отдельные черты личности живописца проступают в чеховской «Попрыгунье» и «Чайке».

Последняя, неоконченная картина Левитана «Озеро. Русь», является - наперекор смертельной болезни - едва ли не самым мажорным произведением художника. Исаак Ильич оставил также виртуозные образцы акварельной и пастельной живописи. Руководя с 1898 пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, проявил себя и как замечательный педагог.

Исаак Левитан умер 22 июля 1900 года в Москве. В Плесе открыт Дом-музей Левитана.

 

 

Все Даты:


  • 2015-08-30

 

 

Работает на iCagenda

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31